В Питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья

На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в Питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.

 

Новый институт специализируется на исследованиях в области психологии здоровья, благополучия, психофизиологии и нейролингвистики. Он объединит специалистов междисциплинарного профиля в области ментального здоровья и благополучия: психологов, лингвистов, биологов, экономистов, социологов. Также на базе института откроются три новых исследовательских центра: Лаборатория психофизиологии эмоций, Лаборатория доказательной психологии здоровья и благополучия, а также Центр языка и мозга.

 

Директором института стал Владимир Косоногов, кандидат психологических наук, автор 42 научных работ в области психологии и психофизиологии эмоций, специалист по экономической психологии. Научным руководителем института назначена Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, доктор филологических наук, автор 74 научных работ по нейролингвистике.

 

Лаборатория психофизиологии эмоций возьмется за исследование стратегий и проявлений регулирования эмоций. Например, сейчас ученые завершают работу над мобильным приложением по снижению боязни пауков. Программа встроена в специальные очки, через которые можно увидеть проекции насекомых на разных объектах. Постепенно пользователь привыкает к раздражителю и начинает меньше его бояться. 

 

С этого года в лаборатории стартует проект по изучению образовательной тревожности. Сначала исследователи рассмотрят страхи, связанные с обучением: боязнь публичных выступлений, социальный дискомфорт и т.п. Затем они проверят на больших выборках, как люди реагируют на источники страха и пытаются справляться со своими эмоциями. 

 

Лаборатория доказательной психологии здоровья и благополучия изучает здоровый образ жизни и влияние климатических изменений на психологическое здоровье молодежи. Возглавит лабораторию Лариса Марарица, кандидат психологических наук. К ее работе также присоединятся Лариса Цветкова, доктор психологических наук и заместитель директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург по научной работе, и Ксения Ерицян, кандидат психологических наук и соруководитель программы «Современный социальный анализ».

 

Центр языка и мозга займется исследованиями речи: ее порождением, усвоением и пониманием. Сотрудники центра планируют разработать инструменты диагностики и коррекции речевых нарушений. На старте все исследования Центра языка и мозга будут сконцентрированы вокруг усвоения речи и чтения.

«Исследования усвоения речи детьми — это то, чем Петербург богат исторически. Сильные команды давно уже сложились в РГПУ имени Герцена и Институте эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова. Мы планируем сотрудничество с этими научными институтами и рады привнести в дискуссию свои идеи и наработки, тем более что к нам присоединилось много хороших ученых. Главой Центра языка и мозга станет Светлана Алексеева, ученица Татьяны Черниговской, а кроме того, с нами будет работать доктор филологических наук Наталья Слюсарь», — Ольга Драгой, научный руководитель Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

Ученые Центра языка и мозга планируют разработать шрифт, который будет удобнее воспринимать людям с дислексией. В основу нового шрифта лягут наблюдения за движением глаз при чтении: за длиной фиксации, пропусками, возвращениями и т.д. Внедрить шрифт планируется в электронные книги: это поможет дислексикам быстрее обучаться. Другой проект Центра языка и мозга посвящен диагностике дислексии у взрослых через мобильное приложение. Исследователи планируют завершить его до конца 2024 года, сейчас они обучают искусственный интеллект анализировать акустические характеристики и определять по ним дислексию.

«Центр языка и мозга в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург продолжит изучать обычное и атипичное развитие речи. За последние десятилетия петербургской научной школе удалось составить корпусы детской речи с помощью протоколирования, дневников и многого другого. Однако же качественных психо- и нейролингвистических экспериментов пока проведено недостаточно. Непонятно, например, на каких этапах ребенок лучше всего усваивает речь и как этот процесс нарушается, — все это можно постичь только экспериментально, чем мы и планируем заняться. Параллельно с этим еще в Москве мы начали разрабатывать компьютерную игру, которая будет обучать чтению и помогать с коррекцией дислексии. Это космическая сага, которая содержит лингвистические задания, развивающие фонологические навыки и чтение в целом. Над проектом работают 10 исследователей, а еще к нам присоединилась московская Школа дизайна. Работу ведем уже второй год, но в 2025-м мы как раз планируем ее завершить. К проектам трех лабораторий Института психологии здоровья планируется привлекать студентов самых разных профилей. Учащимся НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург предоставят доступ к лабораторному оборудованию — айтрекерам, кабины для проведения экспериментов и многое другое. Вся необходимая техника сейчас находится в процессе закупки», — Ольга Драгой, научный руководитель Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

«Мы намерены развивать крепкие взаимоотношения с крупными российскими вузами. В планах — проект с Тюменским государственным медицинским университетом о расстройстве пищевого поведения. Будем совместно изучать не только анорексию и булимию, но и психогенное переедание. Мы посмотрим на психологию этого процесса, а наши коллеги-медики — на гастроэнтерологию, так как переедание может вызывать нарушения обмена веществ. Международные партнерства тоже являются для нас приоритетными, мы будем договариваться о совместных проектах с учеными из ведущих вузов Индии и Китая», — Владимир Косоногов, руководитель Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Author: PRSupport

Добавить комментарий